Васильевская церковь
История
Церковь была заложена в 1794г., закончено строительство в 1807г. в короткий срок времени при ручном труде из местного материала. Здание каменное, кирпичное двухэтажное. Стоит на высоком месте, в хорошую погоду видно из Котласа и с Болтинки. Длина церкви 25 сажень. Высота до крыши 6,5 сажень. Высота с колокольней и шпилем 25 сажень. Колокола: один колокол 209 пудов 38,01 фунты приобретен на пожертвование Великоустюгского мещанина Андрея Ямщикова. Стоит 3399 рублей 10 копеек. Второй колокол 124 пуда 18 фунтов приобретен в 1827г. Прочие колокола были небольшие. Приход Васильевской церкви: 1868г. - прихожан 2697 человек, в 1894 году - прихожан 3200 человек. В приход входило более 60 деревень Реважа и Удимы.
Описание храма святого Василия Великого, что на речке Удимка.
Нынешнее содержание церкви.
Средства содержания церкви и причета.
Приход Васильевской церкви весьма многолюдный. В 1868г. прихожан было 2697 человек. В 1894г. прихожан было более 3200 человек обоего пола, несмотря на это церковь нельзя назвать богатою средствами. Как видно из вышеописанного, она еще только украшается со времени возведения каменной постройки.
Кроме доброхотных деяний прихожан, главными средствами к содержанию церкви являлись арендная плата с десяти деревянных устроенных в 1864г. лавок в сумме 107 рублей 97 копеек. И с половины земли при деревне Глинка в 1894г.- 32 рубля 50 копеек. Эта земля 38 десятин 834 сажен пожертвована в 1878г. Устюгской купеческой вдовой Марией Петровной с тем, чтобы церковь и причет клали его пополам. Сверх всего имеется в % билетах церковного капитала до 250 рублей. Причет в настоящее время состоит из двух священников, двух псаломщиков. Один из псаломщиков обыкновенно в дьяконском сане. Такой состав причета утвердился с 1874г.
В прежнее время бывали неоднократные перемены в числе членов причета. Из церковных документов известно, что в 1653г. на погосте жили: поп Ларион Васильев, дьячок Матвей Семенов и пономарь, сверх того просвирница и церковный сторож. В 1732г. было два священника, дьякон и два причетника. В 1854г. Васильевская церковь по штатам причислена к 14 классу, и причет положен из священника, дьякона, дьячка и пономаря. В 1868г. был назначен второй священник в помощь состоявшему тогда Матвею Старостину. Содержание причета Васильевской церкви нельзя назвать обильным. По приговру прихожан 1865 года они обязались давать на причет с каждой ревизии душ казенного ведомства по 15 фунтов ржи и по 15 фунтов (6,80 кг) ячменя. Крестьяне по обязательному уделу и владельческое по 10 фунтов того и другого, владельцы по четверику с владеемой сохи. Этот приговор исполняется аккуратно. В 1894 году было собрано только 200 пудов ржи, 220 пудов ячменя, 20 пудов овса. За всеми расходами и получается до 60 рублей в год. В 1894 году получено ржи 125 пудов, ячменя 120 пудов, пшеницы 40 пудов, овса 15 пудов, сена 75 копен. Неприкосновенного запаса в том году было 825 рублей. Дом для причета с 1879 года казенный, с 1866 года при церкви существует церковно-приходское попечительство. В 1882 году в 4-х км от церкви в деревне Забелинской при волостном правлении открыто земское училище, а в 1890 году построено помещение для церковно-приходской школы – ЦПШ, стоимостью 400 рублей. Несмотря на существование двух школ процент грамотных невелик – женщины до 5%, мужчины 25%. Невежеством и малограмотностью отчасти объясняются масса суеверий, существующих в приходе. В настоящее время церковный причет состоит из следующих лиц: Старший священник Андрей Аркадьевич Воронов, сын священника Воршинской - Ильинской церкви Сольвычегодского уезда. Священник с 8 апреля 1809 года, а при сей церкви с 1 ноября 1893 года. Младший священник Вячеслав Александрович Ильинский в этой церкви со 2 мая 1894 года. Старший псаломщик дьякон Николай Александрович Процкий со 2 августа 1879 года. Младший псаломщик Петр Васильевич Вотчинский с 18 октября 1893 года. В 1893 году волостной крестьянин Николай Петрович Манаков (деревня Слудка) выстроил у ворот ограды новую каменную лавку. С условием пользоваться ему 20 лет бесплатно, а потом с платой. Сроки службы священников: 1787-1819гг. Николай Васильевич Белов 1822-1842гг. Василий Стефанович Попов 1847-1869гг. Матвей Старостин 1937-1938гг. Сброшены колокола с Васильевского храма. Руководители – Подковыркин Александр Николаевич и Калинин Константин Васильевич, оба председатели Реважского и Удимского сельсоветов. При сбрасывании умышленно колоколом разрушили входное крыльцо на верхний этаж, разграбление церковного имущества велось в первую очередь властями. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. бесследно исчезли кирпичные столбы, ограды и кирпичного исполнения лавка. В 1977г. - пожар в Васильевском храме, в результате умышленного поджога сгорел деревянный пол второго этажа и все деревянные конструкции уникального исторического памятника старины нашего края. Разрушили, не создав ничего.
Сведения об иконах и церковной утвари.
Из икон нижнего теплого храма Клепиков Василий Николаевич считает достойными внимания следующие и сообщает о них такие сведения: Образ Пресвятой Богородицы - точный снимок художественного письма с чудотворного образа на кипарисной доске. Икона стоимостью 150 рублей была приобретена в 1895г. в память бракосочетания императора Николая II. Находилась она на аналое за правым клиросом. Икона Божьей матери «Тверская», написанная в Москве в 1896г на кипарисной доске, являлась даром приходского крестьянина Фантина Николаевича Манакова (деревня Слудка). Стоимость ее была 100 рублей. Находилась икона на аналое за левым клиросом. Вырезанное из дерева изображение святителя и чудотворца Николая «Можайского». Находилось оно в паперти на левой стороне от входа, в рамке за стеклом. Святитель Христов изображен во весь рост с мечом в одной руке, а другая как бы замахнулась на кого-то. Об этом образе Николая устное предание говорит следующее: по распоряжению духовных властей велено было отобрать из церквей резаные изображения святых. Когда это изображение Чудотворца везли из какой-то церкви через Удимско-Васильевский приход, то кони, вступив в него, дальше не пошли.
Возчики заключили из этого, что Святитель желает, чтобы его изображение осталось в Васильевском храме. Действительно, когда коней повернули в сторону церкви, они охотно пошли. Икона эта была весьма почитаема в приходе. В архивных документах сохранились сведения о благотворителях храма. Радетелем церкви был церковный староста Иван Петрович Манаков. Упоминается дар приходского крестьянина Дмитрия Ивановича Манакова (деревня Слудка) - плащаница, шитая золотом по малиновому бархату, стоимостью 250 рублей, хранилась в стеклянном футляре рядом с левым клиросом. Церковный староста крестьянин деревни Бызово Николай Лысцев в 1891г. приобрел напрестольный крест стоимостью 300 рублей, а также прибор и дискос с принадлежностями на сумму 176 рублей, кроме того, было подарено и евангелие с бронзовыми позолоченными досками стоимостью 100 рублей. Крестьянин деревни Рысья Андрей Дудников пожертвовал медное позолоченное паникадило, которое стоило 90 рублей. В церковной библиотеке книг богослужебных, духовно-нравственных и церковно-исторического содержания насчитывалось около 270 названий.
Судьба храма в советское время трагична. За время исследования нам немногое удалось узнать. В основном это сведения из воспоминаний старожилов и рукописи Клепикова Василия Николаевича. В 1937-1938гг. были сброшены колокола с Васильевского храма. Руководили: Подковыркин Александр Николаевич и Калинин Константин Васильевич, председатели Реважского и Удимского сельсоветов. При сбрасывании колокола умышленно было разрушено входное крыльцо на верхний этаж, после чего шло разграбление церковного имущества, в первую очередь представителями власти. Позднее, в годы Великой Отечественной войны, бесследно исчезли кирпичные столбы ограды и здание лавки у ворот, служившей в то время магазином. В 1977г. в результате умышленного поджога в Васильевском храме сгорели деревянный пол второго этажа и все деревянные конструкции уникального исторического памятника нашего края. Мы начали работу над очень интересной темой, в ходе чего наметилось несколько направлений поиска.
Очень хотелось бы более детально выяснить события советского периода, собрать материал о священнослужителях церкви, чьи имена встречались нам в архивных документах, и проследить судьбу тех священников, которые несли службу перед закрытием храма.
Святые нашего края
Дуня Блаженная
Откуда пришла на Васильево Блаженная, никто точно не знает. Одни говорят, что с Великого Устюга, другие – с Вотлажмы. О родителях её тоже ничего не известно. Говорили о Дунюшке, как ласково ее до сих пор называют, что замужем она никогда не была, а се молилась Богу. И за жизнь ее праведную даровано было ей Богом умение исцелять людей от недугов, знать о прошлом и предвидеть будущее. Весть о том, что на Васильеве в церковной сторожке поселилась Блаженная Дуня, быстро разнеслась по округе. И к ней стали приходить люди со всеми бедами. Многое из предсказанного до сих пор помнят, а в деревнях еще есть старожилы, получившее от нее исцеление. Так, в д. Вондокурье у одной женщины зять уехал в Сибирь, и от него долго не было никаких известий. Женщина эта пошла эта к Блаженной Дуне на Васильево узнать о судьбе зятя. На её вопрос Блаженная стала говорить: «Ой, меня били, били, меня бросали», - сама про себя говорит, а намек делает, что с зятем этой женщины так произошло. Священнику Васильевской церкви отцу Сергию Блаженная предсказала его смерть. Отец Сергий ее спросил: «Дунюшка, я помру, кто меня хоронить будет?» Она ответила: «Тебя солдаты схоронят». Отца Сергия увели солдаты и расстреляли на Ивановской горе в Великом Устюге. Предсказала Дуня и свою смерть. Зима стояла морозная. Церковные сторожа сказали Дуне: «Ты умрешь, нам ведь могилку не выкопать, старые мы». Она ответила: «Аннушку привезут, дак меня скоро и схоронят из д. Пестово». И привезли покойницу из Пестово, а Дуня в это время и умерла. Могилу для Аннушки выкопали, а для Дуни немного в сторону подкопали. Так ее в одной могиле с Аннушкой и похоронили. После смерти Блаженной чудесные исцеления стали происходить на ее могиле. Так, у одной женщины из д. Медведки сильно болела нога, и никакие лекарства не помогали. Она пошла на могилу к Блаженной, помолилась, попросила здоровья – и боль прошла. Старушка одна рассказывала: когда была маленькой, у нее от жатвы сильно болела спина. Мать ей боль заговаривала, но пользы не было. Как-то раз она вместе с другими женщинами стлала под Васильево лен. И решили они сходить на могилу к Дуне Блаженной. Пришли на могилу, она попросила: «Дунюшка, миленькая, у меня спина сильно болит, аж крюком хожу». Потом помолилась, взяла землицы с могилы, потерла землей спину, а когда пошла с Васильево, то боль прошла. И по сей день, по словам старушки, спина у нее ни разу не болела. Много еще чудесных исцелений было на могиле Блаженной Дуни, всех не перескажешь. Кто с верой и молитвой приходит к ней – тому Бог помогает.