Приход храма святителя Василия Великого - Страницы прошлого: Васильевская церковь. Двинской летописец от 4.08.2009г.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Архангельская и Холмогорская епархия, Котласское благочиние

Приход храма святителя Василия Великого

Страницы прошлого: Васильевская церковь. Двинской летописец от 4.08.2009г.

 

Страницы прошлого: Васильевская церковь

В 12-15 веках Устюг и Устюгский край (в состав которого входила территория современного Котласского района) теснейшим образом были связаны с Ростовом и входили в состав Ростовского княжества, в церковном плане - в состав ростовской епархии. Под покровительством и контролем ростовских владык развивалось церковное строительство и духовная жизнь края.

Достойное место среди ростовских владык занимает архиепископ Ростовский, Ярославский и Устюжский Никандр. Ростовская кафедра имела в Устюжском уезде свою вотчину, перешедшую в конце 17 века к вновь образованной самостоятельной архиерейской кафедре. Ростовская епархия была очень обширна в 16 веке, включая, помимо других земель, Белозерье, устюжский край, Сольвычегодский. Начало строительства Введенского монастыря в Сольвычегодске тоже связано с благословением архиепископа Никандра.

Возглавляя Ростовскую епархию, архиепископ Никандр рукополагал духовенство, поставлял настоятелей монастырей. Сохранившийся актовый материал характеризует владыку Никандра как деятельного архипастыря. В 1564 году в грамоте "На Устюг" он беспокоится о нарушении жителями канонических правил о духовном родстве. 15 апреля 1564 года он предписывает устюгскому протопопу послать соборных священников в Сольвычегодск для назидания небрежно служащего духовенства. 7 мая 1561 года в "Грамоте Ростовского Архиепископа Никандра на Устюг Соборному протопопу Феодосию к поповским старостам и десятским об учинении допросов и обыска относительно кумовства попа Никифора с своею попадьею при крещении трех младенцев" упоминается Васильевская церковь с попом Петром (первое упоминание в летописных докумантах). Строительство деревянной церкви происходило при митрополите всероссийском Макарии (1528-1563г), с 1542 года - митрополит московский.

Архиепископ Никандр пробыл на своей кафедре около 20 лет. В течение своего архипастырствого служения он общался со святыми мужами, заботился о храмостроительстве в своей епархии, об учреждении монашеских обителей. Архиепископ Никандр внес значительный вклад в развитие Ростовской епархии.

Храмы округи.

В 19 веке село Васильевское, оказавшись в стороне от торговых путей, стало быстро приходить в упадок и превратилось в захолустную деревушку, в последующем осталась одна полуразрушенная каменная церковь Василия Великого. Напоминающая о былом прошлом.

Церковь в течение 13 лет строилась тщением прихожан. Из клировой ведомости за 1913 год известно, что при храме были: церковно-приходская школа, Удимское земское училище, шесть деревянных лавок и одна каменная. Всего домов, приписанных к церкви, -588 с населением 4160 человек. Состав причта утвердился с 1874 года. В прежнее время бывали неоднократно перемены в числе членов причта. Из церковных документов известно, что в 1653 году на погосте жили: поп Ларин Васильев, дьячок матвей Семенов и пономарь, сверх того – просфорница и церковный сторож. В 1732 году было два священника, дьякон и два причетника.

В 1854 году Удимская церковь по штатам причислена к 14 классу и притч положен из священника, дьякона, дьячка и пономаря. В 1868 был назначен второй священник в помощь стоявшему тогда Матвею Старостину и, кроме того, в 15 верстах от Удимской церкви по речке Реважу открыт новый Николаевский приход, к которому были отчислены некоторые деревни Удимского прихода. В деревне Удимского прихода - Копосово - существует с 1733 года деревянная часовня с иконою св. Николая Чудотворцаю . В 1868 году эта деревня и еще девять деревень: Березник, Петровская, Истопная, Жаровой починок 1-й, Жаровой починок по ручью Чащевскому, Плоская, Малая и Большая Маминские и Ерофеево - составили Реважский Николаевский приход.

С того времени в Копосовскую часовню ежегодно совершаются из Реважской церкви крестные ходы с иконою св. Николая Чудотворца - 6 декабря и 29 июня. В том же году отчислены к соседнему Городецкому приходу деревни Светик, Пускино и Красная Горка и к Вондокурскому Троицкрму приходу - Выворовское сельцо. По документам часовня в д. Копосово известна с 1722года; существует устное предание, будто бы она построена одним лицом из рода Копосовых, бывшим сборщиком податей. Который, отправившись в Москву для сдачи собранных денег, был дорогою обокраден и, будучи арестован за растрату денег, избавился от наказания после усердной молитвы святителю Николаю. Копосов, имея некое сонное видение, купил на одном Московском рынке икону св. Николая, которая лежала на возу "ничком". И по возвращении домой поставил эту икону в выстроенной им же самим часовне. В 1727 году часовня была с разрешения епископа Устюжского и Тотемского Сергия возобновлена Устюжским посадским человеком Василием Ивановичем Екимовым. Другая часовня св. Николая есть в д. Ядриха, но она причислена к Вондокурскому приходу.

 

Средства содержания причта, как и церкви, нельзя назвать обильными. По приговору прихожан 1865 года прихожане обязались давать на причт: с каждой ревизской души казенного ведомства - по 15 фунтов ржи и по 15 фунтов ячменя, крестьяне, временно обязанные уделу, и владельческие - по 10 фунтов того и другого; владельцы - по четверику с владеемой сохи. Но этот приговор исполнялся крайне нерегулярно. Так, в 1894 году было собрано только 200 пудов ржи, 220 пудов ячменя и 20 пудов овса. От земли при церкви, находящейся в общем владении с крестьянами деревни Васильевой Горы (документы на землю при Васильевской Горе утрачены неизвестно когда), за всеми расходами получается до 60 рублей в год. В 1894 году получено было - ржи 125 пудов, ячменя 120 пудов, пшеницы 40 пудов, овса 15 пудов.

Неприкосновенного капитала причта в том же году было 827 рублей. Всех же доходов в 1894 году (и от братской кружки - 536 рублей 76 копеек) было с жалованием от казны - на четырех человек - 1225рублей 68 копеек. Дома для причта с 1879 года - казенные. Из своих скудных средств церковь уплачивает процентного налога - 201 рубль 2 копейки и на духовно-учебные заведения - 75 рублей 40 копеек. Попечительство существовало с 1866 года. С 1911 года председателем попечительства являлся крестьянин Алексей Васильевич Бачурин. Прихожане: Георгий Васильевич Голышев, Александр Петрович Мокрецов, Георгий Иосифович Копосов, Василий Георгиевич Верховцев и Стефан Васильевич Буслаков.

Деревни прихода

Деревни, составляющие приход делились на две половины. Наибольшее расстояние деревень от храма 9-10 верст; таких деревень 3-4; прочие находятся в расстоянии от полуверсты до шести верст. Половину старшего священника составляют деревни: Плейцино, Петрилово, Ленивицы, Курцево, Выставка, Давыдиха, Дмитриева, Абрамиха, Розска, Пахутино,Глинка, маланьино, Фролово, Омелюхино, Куимиха, Варнавино, Кузьминское, Деревенька, Устье Удимское, Шилово, Конаниха,Олюшино, Суслопариха, Забелинская,Шумилово,Студениха, Ядриха и Слобода.

Половину младшего священника составляли оставшиеся деревни Васильевского прихода. В 1893 году волостной крестьянин Николай Петрович Манаков выстроил у врат ограды новую каменную лавку в два номера, с условием пользоваться ею в течении 20 лет бесплатно, а потом отдать в пользу церкви навсегда.

Обучение детей.
В 1882году в четырех верстах от церкви в деревне Забелинской при волостном правлении открыто земское училище. А в 1890 году устроено помещение для церковно-приходской школы, стоимостью в 400 рублей. В церковно-приходской школе преподавали две учительницы. Мария Александровна Попова, 26 лет, дочь священника. Окончила курсы в Устюжском Епархиальном женском училище. На службе состоит шесть лет. Вера Михайловна Попова, 25 лет, дочь священника.

 

МЕСТНОЧТИМАЯ ПРОЗОРЛИВАЯ Евдокия Блаженная (1841-1931 годы)

Автор материала - Вера Мелентьева

 

Родилась Блаженная Евдокия в 40 годах позапрошлого столетия. Место рождения ее, а также, откуда она появилась на Васильевской стороне, осталось неизвестным. Одни говорили, что пришла она с Устюга, другие - с Вотлажмы.

Замужем не бывала, много молилась Богу. За смирение, праведный образ жизни наделена она была господом особыми дарами: предвидения прошлого и будущего, а также исцеления людей, как при жизни, так и после своей смерти.

О нескольких таких случаях было сообщено в 1995 году фольклорной экспедицией Сольвычегодского музея. Кроме того, своими воспоминаниями поделилась жительница Котласа Лидия Прокопьевна Сватковская, которая слышала рассказы о Евдокии Блаженной еще от своей свекрови - Евдокии Петровны, 1909 года рождения. В то время свекровь жила еще с родителями в деревне Маланино Удимского сельсовета. Отец Дмитрий, священнослужитель Свято-Стефановского храма в городе Котласе, также поведал о двух интересных случаях, связанных с Евдокией Блаженной.
"Дунюшка", так ласково называли прозорливую, ходила по деревням. Над ней сначала подсмеивались, а потом и побаивались, так как она предсказывала не только хорошие, но и трагические события. Говорила она не прямым текстом, а показывала намеками.

Вот некоторые Примеры.
 Так, крестная отца Дмитрия Клавдия Павловна в детстве не слышала. Собралась она однажды в гости к Дунюшке. Подошла к порогу, а Дунюшка сама ей дверь открывает, будто бы знает, что к ней девочка идет. "Христос Воскресе!" - поздоровалась Душюшка. "Воистинну Воскресе",- ответила Клавдия, вдруг явно услышав приветствие. С тех пор слух к ней возвратился.

Лето. Сенокос. На пожне появилась Дунюшка, подняла руки к небу, затем схватилась за голову, стала качать ей, охать, повернулась и ушла. Люди ничего понять не могли: небо чистое, ярко светит солнышко, тишина. Вскоре все изменилось: откуда-то налетел ветер, все вокруг потемнело, начался ураган.

Пришла Дуня в дом к Евдокии Петровне Сватковской, села за стол и попросила киселя со словами: "Дайте киселька поести, хоть слуга будет". Выражение "хоть слуга будет" значило "хоть сила будет". Все были удивлены, откуда Дуня знала, что в этот день в доме был сварен кисель? Неизвестно нам. Но, видимо, известно ей. Ее накормили. Вскоре заболел у Евдокии Петровны отец. Пришлось для него постоянно кисель варить. Он ел, да приговаривал Дунюшкиными словами: "хоть слуга будет". Так и поправился.

Во второй раз Дунюшка предсказала Евдокии Петровне горькое замужество. Села за стол и говорит, глядя на молодую девушку: "Горько ли, солоно, а жить будешь". Вскоре Евдокию Петровну просватали в деревню Якушино за мужика, разошедшегося с первой женой. По характеру добрый был, но пил. С делянок по заготовке дров, где работал, денег не привозил. Приезжал рваный да пьяный. Детей двое, кормить надо. Евдокия Петровна была терпеливой, работящей, неграмотной. Она зашьет одежду своему муженьку, опять отправит его на делянки. Так всю жизнь и прожила, правду сказала ей Дунюшка.

Однажды подошла она к углу дома в деревне Маланино, легла на землю и начала кататься, потом встала и ушла. Вскоре на это место пришел мальчик лет шести и начал играть. Вдруг побежал табун лошадей, который и затоптал мальчика. Увидели его уже мертвым.

Зашла Дуня к одним в дом и стала просить кафтан (верхняя зимняя одежда). Дали ей. Хозяин дома вскоре умер, то есть кафтан не нужен ему стал. Таким образом, через кафтан Дунюшка предсказала печальное событие.

На вопрос одной женщины из деревни Вондокурье о своем пропавшем зяте, уехавшем в Сибирь, Дунюшка ответила: "Ой, меня били, били, меня бросали" - сама про себя говорит, а намек делает, что с зятем этой женщины так произошло.

Отцу Сергию, священнику Васильевской церкви, она предсказала его смерть. На вопрос «Дунюшка, я помру. Кто меня хоронить будет?", она ответила, что это сделают солдаты. Так и случилось. Отца Сергия арестовали и расстреляли на Ивановской горе в Устюге.

В деревне Маланьино жила монахиня Павла Дмитриевна. Заболела у нее нога. И она решила сходить к Дунюшке, спросить, что делать. Евдокия принесла сухие кирзовые сапоги, с трудом надела на ноги. Удивилась Павла Дмитриевна, что на больные ноги такие жесткие сапоги Евдокия ей одела. До дома своего дошла - ноги не болят. Так потом эти сапоги и носила не снимая.

Предсказала Дуня и свою смерть. В сторожку Васильевского храма она пришла умирать в возрасте 90 лет с узелочком, помытая. Зима тогда стояла морозная. Церковные сторожа сказали Дуне: "Ты умрешь, нам ведь могилку не выкопать, старые мы". Она ответила: "Аннушку привезут, дак и меня схоронят, с Аннушкой схоронят из деревни Пестово". Три ночи помолилась и умерла. В тот день действительно привезли покойницу из Пестово. Могилу для Аннушки выкопали, а для Дуни немного в сторону подкопали. После смерти Блаженной чудесные исцеления стали происходить на ее могиле. 

Газета - Двинской летописец. От 4 августа 2009г. №6.
Редактор Николай Васильевич Шептяков.
Т.2-67-53.
Е-mail:oksin@atnet.ru
Поддержка- отдел по культуре и туризму Котласского района
Отпечатано в ГУП «Котасская городская типография»
Тираж 999 экз.


Назад к списку